expand_more

Содержание выпуска №3/2020

И.Н. Абезяев, П.Е. Величко, А.И. Поцеловкин

Оптимизация метода калибровки погрешностей орбитального гирокомпаса в полетных условиях

АО «ВПК «НПО машиностроение», г. Реутов
E-mail:
otdel4-04@vpk.npomash.ru

Рассматривается метод автокомпенсации (калибровки) инструментальных погрешностей орбитального гирокомпаса (ОГК), обусловленных погрешностями датчиков первичной информации – прибора ориентации по Земле (ПОЗ) и блока гироскопических датчиков измерителей угловых скоростей (БИУС), в условиях орбитального полета космического аппарата (КА). С целью уменьшения времени калибровки и повышения точности ориентации КА разрабатывается оптимизированный алгоритм однонаправленного программного поворота КА по курсу с тремя фиксированными положениями, в ходе которого определяются и запоминаются осредненные значения сигналов коррекции ОГК, необходимые для расчета корректирующих поправок на его погрешности. Показано, что сокращение времени автокомпенсации достигается за счет единовременного вычисления этих поправок и их ввода в каналы ориентации в конце третьего программного положения КА. К этому моменту указанные погрешности компенсируются. Приведен аналитический вывод уравнений погрешностей ОГК. Выполнено математическое моделирование разработанного алгоритма, дан сравнительный анализ полученных результатов с результатами моделирования известного алгоритма и даны рекомендации по его практическому применению.

Ключевые слова: калибровка орбитального гирокомпаса, алгоритм программного курсового поворота, автокомпенсация инструментальных ошибок.


I.N. Abezyaev, P.E. Velichko, A.I. Potselovkin

Optimization of the in-flight calibration method for orbital gyrocompass errors

JSC Military Industrial Corporation NPO Mashinostroenia, Reutov

There is under consideration the method of autocompensation (calibration) of the orbital gyrocompass (OGC) instrumental errors caused by the in-flight errors of transducers: the earth sensor (ES) and the block of gyroscopic angular velocity sensors (BAVS) under the conditions of a spacecraft (SC) orbital flight. To reduce the calibration time and increase accuracy of the SC attitude, an optimized algorithm for the SC unidirectional programmed yaw rotation with three fixed positions is under development during which the averaged values of the OGC correction signals required for calculation of its errors corrections are determined and stored. It is shown that reduction of the auto compensation time is achieved due to simultaneous calculation of these corrections and their input into the attitude channels at the end of the SC third programmed position. At this point, the above-mentioned errors have been compensated. Analytical derivation of the equations of the OGC errors is given. Mathematical simulation of the developed algorithm is carried out, a comparative analysis of the results obtained with the results of simulation of the known algorithm is given as well as recommendations for its practical application.

Key words: orbital gyrocompass calibration, programmed yaw rotation algorithm, automatic compensation of instrumental errors.


Ю.Н. Бурданов

Стабильность магнитной индукции магнитов из сплава 22Х15КА

ФГУП «НПЦАП им. академика Н.А. Пилюгина», г. Москва

Yu.N. Burdanov

Stability of magnetic flux of magnets made of alloy 22X15KA

Academician Pilyugin Center, Moscow

В данной работе проведена оценка стабильности величины магнитной индукции (Вδ) магнита из сплава 22Х15КА на протяжении производственного цикла изготовления и с контролем после эксплуатации ГБ (ПИГ).


Ю.И. Жданова

Методика построения антропоморфного захвата с адаптивным управлением

Российский технологический университет (МИРЭА), г. Москва
E-mail:
musrosjk@gmail.com

Построение антропоморфного захвата основано на введении системных связей. Это обеспечивает создание адаптивного группового привода с совмещенной системой управления, реализующей обхват и удержание недетерминированных внешних объектов.

Ключевые слова: антропоморфный захват, исполнительная система, групповой привод, адаптивное управление, кинематическая зависимость, замкнутая и разомкнутая системы управления.


Yu.I. Zhdanova

The method for building an anthropomorphic grip with adaptive control

Russian University of Technology, Moscow (MIREA), Moscow

Building of an anthropomorphic grip is based on using the system links. This ensures creation of an adaptive group drive with a combined control system that implements the grip and holding of nondeterministic external objects.

Key words: anthropomorphic grip, actuating system, group drive, adaptive control, kinematic dependence, closed and open loop control systems.

В.П. Иванов, Н. Стаменкович, Е.Б. Каблова, Л.Г. Кленовая

Детерминированный синтез алгоритмов управления расходованием топлива из баков жидкостной ракеты-носителя с учетом условий устойчивой работы двигателя

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук, г. Москва
E-mail:
vladguc@ipu.ru

Рассматривается задача терминального управления расходованием топлива жидкостных ракет-носителей. Формируется детерминированная постановка задачи синтеза. Учитываются особенности ЖРД как объекта регулирования.

Ключевые слова: терминальное управление, синтез алгоритма, внутрибаковые процессы.


V.P. Ivanov, N. Stamenkovich, E.B. Kablova, L.G. Klenovaya

Deterministic synthesis of control algorithms for fuel flow from the tanks of a liquid-propellant launch vehicle, taking into account stable operation conditions of the engine

Federal State Budgetary Institution of Science V. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow

There is under consideration the problem of terminal control of fuel consumption by liquid-propellant launch vehicles. Deterministic formulation of the problem of synthesis is formed. Peculiarities of the liquid-propellant engine as an object of control are taken into account.

Key words: terminal control, algorithm synthesis, in-tank processes.


И.Л. Ловчий

Влияние частичной когерентности излучения светодиодов на работу автоколлимационного измерителя угла скручивания

АО «Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения», г. Сосновый Бор
E-mail:
lovchy@niioep.ru

Описывается проявление «эффекта микронаклонов» в работе автоколлимационного измерителя угла скручивания с контрольным элементом в виде составного набора прямоугольных двугранных отражателей, вызванное частичной когерентностью излучения светодиодов – источников засветки марки. Обсуждается механизм возникновения интерференционных эффектов. Предложены и реализованы конструктивные изменения параметров марки для повышения стабильности показаний прибора.

Ключевые слова: автоколлиматор, угол скручивания, уголковый отражатель, когерентность, интерференция.


I.L. Lovchiy

Effect of partial coherence of LEDs radiation on operation of an autocollimation torsion angle meter

JSC Scientific Research Institute for Optoelectronic Instrument Engineering, Sosnovy Bor

The paper describes manifestation of the "micro-slope effect" during operation of an autocollimation torsion angle meter with a control element in the form of a composite set of rectangular dihedral reflectors which is caused by partial coherence of the LEDs radiation – mark illumination sources. The mechanism of appearance of interference effects is under discussion. There were proposed and implemented structural changes in the mark parameters so that to increase the instrument stability.

Key words: autocollimator, torsion angle, angle reflector, coherence, interference.


Д.В. Доронин , С.В. Ляченков

Разработка модели движения и формульной схемы алгоритма наведения в подвижную цель методом пропорционального сближения

27 ЦНИИ МО РФ

Статья посвящена разработке модели движения и формульной схемы алгоритма наведения зенитной управляемой ракеты, наиболее достоверно имитирующей реальную траекторию.

Ключевые слова: модель движения, алгоритм наведения, траектория, метод сближения.


D.V. Doronin1 , S.V. Lyachenkov2

Development of a motion model and a formula scheme for the algorithm of proportional-navigation guidance to a moving target

1 Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great, 2 27 Central Research Institute of the RF Ministry of Defense

The paper is devoted to development of the motion model most reliably simulating the real trajectory and the formula scheme for guidance algorithm of an anti-aircraft guided missile.

Key words: motion model, guidance algorithm, trajectory, navigation guidance.


expand_more